Артикуляционные упражнения для звука 'р'

Артикуляционные упражнения для звука ‘р’

Произношение звука “р” является одной из наиболее сложных задач для многих детей. Неправильное произношение звука “р” может привести к трудностям в общении и развитию речевых навыков. Однако, правильная артикуляция этого звука не только влияет на качество речи, но и на развитие речевого аппарата в целом. В данной статье мы рассмотрим артикуляционные упражнения, которые помогут ребенку научиться правильно произносить звук “р”.

Зачем нужны артикуляционные упражнения для звука ‘р’?

Артикуляционные упражнения для звука ‘р’ для детей направлены на развитие моторики речевого аппарата, укрепление мышц губ, языка и подготовку к правильному произношению звуков. Они также помогают улучшить кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов, а также уменьшить напряжение в них.

Выполнение артикуляционных упражнений также помогает научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу, увеличить амплитуду движений и подготовить его к правильному произношению звуков.

Как правильно выполнять артикуляционные упражнения?

Артикуляционные упражнения для детей могут быть выполнены в виде игр и различных забавных заданий. Однако, для достижения наилучшего результата, необходимо выполнять их регулярно, по 5-7 минут в день.

Кроме того, необходимо следить за правильным положением языка, губ и щек во время выполнения упражнений, чтобы укрепить мышечную систему и научить ребенка правильному произношению звуков.

Этапы выполнения артикуляционных упражнений для звука ‘р’

Подготовительный этап

Перед началом выполнения артикуляционных упражнений необходимо подготовить артикуляционные органы. Для этого можно выполнить следующие упражнения:

Сжатие и расслабление мышц губ и щек

  • Сначала нужно сжать губы в трубочку и удерживать в таком положении несколько секунд.
  • Затем нужно расслабить губы и щеки и повторить упражнение несколько раз.

Это упражнение помогает увеличить подвижность губ и щек, а также улучшить кровоснабжение артикуляционных органов.

Массаж языка

  • Необходимо массировать язык, начиная от корня и заканчивая кончиком.
  • Для этого можно использовать зубную щетку или специальный массажер для языка.

Это упражнение помогает укрепить мышцы языка и увеличить его подвижность.

Какие проблемы могут быть у ребенка с произношением звука “р”

Прежде чем перейти к артикуляционным упражнениям, давайте разберемся, какие проблемы могут возникнуть у ребенка с произношением звука “р”.

Чаще всего ребенок может заменять звук “р” на другие звуки, например, “л” или “в”. Это может происходить из-за слабости мышц губ, языка и неба, необходимых для правильного произношения звука “р”.

Также, проблема может заключаться в неправильной артикуляционной позе – позиции органов рта и горла, необходимых для произношения звука “р”.

Артикуляционные упражнения для развития произношения звука “р”

Теперь, когда мы знаем, какие проблемы могут возникнуть у ребенка с произношением звука “р”, давайте перейдем к артикуляционным упражнениям.

“Маляр”

Первое упражнение, которое мы рассмотрим, называется “Маляр”. Оно направлено на развитие мышц губ и языка, а также улучшение подвижности артикуляционных органов.

Для выполнения упражнения необходимо улыбнуться, открыть рот и “покрасить” кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Важно помнить, что губы и нижняя челюсть должны оставаться неподвижными, а работать должен только язык.

“Барабанщик”

Упражнение “Барабанщик” отлично подходит для отработки подвижности языка и подготовки его к вибрации, необходимой для звука “р”. Оно также укрепляет мышцы языка, особенно кончика языка.

Для выполнения упражнения нужно улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося звук “д”. Темп упражнения убывает постепенно.

“Лошадка”

Упражнение “Лошадка” направлено на отработку подъема языка, подготовку его к выработке вибрации и растягивание подъязычной связки. Оно также укрепляет мышцы языка.

Для выполнения упражнения нужно улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.

“Грибок”

Упражнение “Грибок” направлено на отработку умения удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука “р”. Оно также укрепляет мышцы языка и растягивает подъязычную связку.

Для выполнения упражнения нужно улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута, и удерживать в таком положении 5-10 секунд.

“Гармошка”

Упражнение “Гармошка” направлено на укрепление мышц языка и растягивание подъязычной связки.

Для выполнения упражнения нужно улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот, как растягиваются меха гармошки. При этом растягивается подъязычная связка.

“Кучер”

Сомкните губы и достаточно сильно подуйте через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

“Королева”

Улыбнитесь, откройте рот и высуньте язык. После этого медленно проведите языком по верхней губе до уголков рта, затем вернитесь обратно.

“Небо”

Улыбнитесь, откройте рот и поднимите переднюю часть языка к верхней губе. При этом задняя часть языка остается внизу. Удерживайте язык в таком положении 5-10 секунд.

Важно помнить, что результаты не приходят мгновенно, поэтому необходимо быть терпеливым и выполнять упражнения регулярно. Если затруднения в произношении звука “р” сохраняются, необходимо обратиться к специалисту – логопеду, который поможет разобраться в причинах и назначит индивидуальную программу лечения.

Прокрутить вверх