Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков – это комплекс упражнений, который помогает подготовить органы артикуляции (язык, губы, щеки, мягкое небо) к постановке группы свистящих звуков С, З, Ц. Мы рассмотрим, как правильно произносить звуки С, З, Ц, какие бывают нарушения произношения свистящих звуков и как их исправлять с помощью артикуляционной гимнастики.
Правильная артикуляция звуков С, З, Ц
Прежде чем начинать артикуляционную гимнастику для свистящих звуков, необходимо знать, как правильно произносить звуки С, З, Ц.
Звук С
Для правильного произношения звука С необходимо:
- Растянуть губы и слегка прижать их к резцам.
- Между резцами должна быть небольшая щель.
- Кончик языка должен быть опущен и прижат к внутренней поверхности нижних резцов.
- Передняя часть спинки языка должна быть опущена, а передняя поднята, задняя опущена.
- Язык должен находиться в положении «горка».
- Боковые края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам.
- Передняя часть спинки языка должна образовывать щель с альвеолами, а посередине языка должен быть желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю.
- Мягкое нёбо должно быть поднято (С – ротовой звук).
- Голосовые складки должны быть разомкнуты (С – глухой звук).
Звук З
Артикуляция звука З такая же, как звука С. Единственное отличие в том, что звук З звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).
Звук Ц
Для правильного произношения звука Ц необходимо:
- Слегка напрячь и растянуть губы.
- Между резцами должна быть небольшая щель.
- Кончик языка должен быть прижат к нижним резцам.
- В первый момент артикуляции передняя часть спинки языка должна быть поднята и смыкаться с передним краем твёрдого нёба.
- Во второй момент артикуляции она должна опускаться, образуя щель с нёбом.
- Средняя часть спинки языка должна быть приподнята, а задняя – опущена.
- Боковые края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам.
- Мягкое нёбо должно быть поднято (Ц – ротовой звук).
- Голосовые складки должны быть разомкнуты (Ц – глухой звук).
Нарушения произношения свистящих звуков
Нарушения произношения свистящих звуков могут быть вызваны различными причинами, такими как передний открытый прикус, вялый язык, прогнатия, слабость мышц кончика языка при дизартрии, отсутствие передних зубов, аденоиды, чрезмерно крупный или длинный язык, слабая круговая мышца рта и т.д.
Межзубный сигматизм
Межзубный сигматизм – это нарушение произношения звуков С, З, Ц, при котором кончик языка просовывается между зубами. Для исправления этого нарушения необходимо укреплять мышцы языка с помощью артикуляционной гимнастики.
Губно-зубной сигматизм
Губно-зубной сигматизм – это нарушение произношения звуков С, З, Ц, при котором нижняя губа приближается к верхним резцам. Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
Боковой сигматизм
Боковой сигматизм – это нарушение произношения звуков С, З, Ц, при котором воздушная струя выходит не по желобку в центре языка, а в бок. Это может наблюдаться при боковом открытом прикусе, длинном узком языке, паретичности боковых краёв языка при дизартрии.
Пригубный сигматизм
Пригубный сигматизм – это нарушение произношения звуков С, З, Ц, при котором произношение звуков напоминает Т, Д. Произношение звуков таким образом может быть вызвано теми же причинами, что и межзубный сигматизм.
Носовой сигматизм
Носовой сигматизм – это нарушение произношения звуков С, З, Ц, при котором мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Претензией может стать паретичность мягкого нёба, расщелина.
Шипящее произнесение свистящих звуков
Шипящее произнесение свистящих звуков – это нарушение произношения звуков С, З, Ц, при котором кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Такое произношение звуков может быть вызвано повышенным тонусом мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков – это комплекс упражнений, который помогает укрепить мышцы языка, губ, щек, мягкого неба и подготовить их к правильной постановке свистящих звуков С, З, Ц.
Упражнение для языка
- Зажмурьте глаза и расслабьте язык.
- Плавно двигайте языком вокруг полости рта, как будто вы облизываете губы.
- Выполняйте это упражнение в течение 30-60 секунд.
Упражнение для губ
- Растяните губы в улыбке и сделайте пять быстрых движений губами вправо, затем влево.
- Сделайте то же самое, но уже вертикально: вверх и вниз.
- Выполняйте это упражнение в течение 30-60 секунд.
Упражнение для щек
- Надуйте щеки и удерживайте воздух внутри рта в течение 5-10 секунд.
- Выпустите воздух и расслабьте лицо.
- Выполняйте это упражнение в течение 30-60 секунд.
Упражнение для мягкого неба
- Вдохните глубоко и затем выдохните, произнося звук «ха».
- При этом язык должен быть прижат к нёбу.
- Выполняйте это упражнение в течение 30-60 секунд.
Упражнение для правильной постановки звука С
- Повторяйте звук «С» и при этом делайте движение языком, как будто вы лизнули леденец.
- Выполняйте это упражнение в течение 30-60 секунд.
Упражнение для правильной постановки звука З
- Повторяйте звук «З» и при этом делайте движение языком, как будто вы лизнули мед.
- Выполняйте это упражнение в течение 30-60 секунд.
Упражнение для правильной постановки звука Ц
- Повторяйте звук «Ц» и при этом делайте движение языком, как будто вы лизнули соль.
- Выполняйте это упражнение в течение 30-60 секунд.
Техника правильной артикуляции звуков “С” и “З”
Правильная артикуляция звуков “С” и “З” основывается на следующих принципах:
- зубы должны быть в улыбке
- губы должны быть сближены
- кончик языка должен упираться в нижние зубы
- воздушная струя должна быть направлена посередине языка
- звук “С” произносится без голоса – глухой
- звук “З” произносится с голосом – звонкий
Комплекс упражнений для группы свистящих звуков
При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики для группы свистящих звуков следует помнить о следующих правилах:
- Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
- На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
- Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.
Комплекс упражнений для группы свистящих звуков
“Заборчик”
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.
“Трубочка”
Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
“Открыть – закрыть заборчик”
Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.
“Накажем непослушный язычок”
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
“Блинчик”
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
“Остудим блинчик”
Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.
“Почистим нижние зубки”
Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево – вправо, нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
“Горка”
Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).
“Трубочка” из языка
“Волшебная палочка”
Улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или спичку) и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее.
Подводя итог
Занятия артикуляционной гимнастикой являются важным компонентом развития речи у детей. Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребенка. Регулярные занятия артикуляционной гимнастикой для группы свистящих звуков помогут детям развить правильную артикуляцию звуков, что не только поможет им лучше понимать и быть понятыми, но и повысит их уверенность в себе и коммуникативные навыки в будущем.