Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков: укрепляем речь правильно
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков – это комплекс упражнений, направленных на подготовку органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого нёба) к правильному произношению свистящих звуков С, З, Ц.
Почему важно правильно произносить свистящие звуки?
Прежде чем приступить к гимнастике, необходимо понимать, как правильно произносить звуки С, З и Ц.
- Звук С требует, чтобы воздушный поток проходил по центру языка, а не по бокам.
- Звук З отличается от звука С наличием голосовой вибрации.
- Звук Ц сочетает в себе элементы звуков Т и С, что делает его особенно сложным.
Понимание этих особенностей поможет эффективнее проводить артикуляционную гимнастику и добиться лучших результатов в речевом развитии.
Как правильно произносить звуки С, З, Ц?
Звук С:
- Растяните губы и слегка прижмите их к резцам.
- Между резцами должна быть небольшая щель.
- Кончик языка должен быть опущен и прижат к внутренней поверхности нижних резцов.
- Передняя часть спинки языка должна быть опущена, а задняя – поднята.
- Язык должен находиться в положении «горка».
- Боковые края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам.
- Передняя часть спинки языка должна образовывать щель с альвеолами, а посередине языка должен быть желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю.
- Мягкое нёбо должно быть поднято (С – ротовой звук).
- Голосовые складки должны быть разомкнуты (С – глухой звук).
Звук З:
Артикуляция звука З такая же, как у звука С, но с добавлением голосовой вибрации.
Звук Ц:
- Слегка напрягите и растяните губы.
- Между резцами должна быть небольшая щель.
- Прижимайте кончик языка к нижним резцам.
- Поднимайте переднюю часть спинки языка и смыкайте её с передним краем твёрдого нёба в первый момент артикуляции.
- Во второй момент артикуляции она должна опускаться, образуя щель с нёбом.
- Поднимайте среднюю часть спинки языка и опускайте заднюю.
- Боковые края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам.
- Мягкое нёбо должно быть поднято (Ц – ротовой звук).
- Голосовые складки должны быть разомкнуты (Ц – глухой звук).
Какие бывают нарушения произношения свистящих звуков?
Нарушения произношения свистящих звуков могут быть вызваны различными причинами, такими как:
- Межзубный сигматизм: кончик языка просовывается между зубами.
- Губно-зубной сигматизм: нижняя губа приближается к верхним резцам.
- Боковой сигматизм: воздушная струя выходит не по желобку в центре языка, а в бок.
- Пригубный сигматизм: произношение звуков напоминает Т, Д.
- Носовой сигматизм: мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки, часть воздуха проходит через нос.
- Шипящее произнесение свистящих звуков: кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок.
Как исправить нарушения произношения свистящих звуков?
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков – это ключ к решению проблемы.
Основные упражнения:
Язык:
- Расслабьте язык, затем плавно двигайте им вокруг полости рта, как будто вы облизываете губы.
Губы:
- Растяните губы в улыбке и сделайте пять быстрых движений губами вправо, затем влево.
- Сделайте то же самое, но уже вертикально: вверх и вниз.
Щеки:
- Надуйте щеки и удерживайте воздух внутри рта в течение 5-10 секунд.
Мягкое небо:
- Вдохните глубоко и затем выдохните, произнося звук «ха», при этом язык должен быть прижат к нёбу.
Правильная постановка звука “С”:
- Повторяйте звук «С» и при этом делайте движение языком, как будто вы лизнули леденец.
Для правильной постановки звука “З”:
- Повторяйте звук «З» и при этом делайте движение языком, как будто вы лизнули мед.
Правильная постановка звука “Ц”:
- Повторяйте звук «Ц» и при этом делайте движение языком, как будто вы лизнули соль.
Техника правильной артикуляции звуков “С” и “З”:
- Зубы должны быть в улыбке.
- Сближайте губы.
- Кончик языка должен упираться в нижние зубы.
- Направляйте воздушную струю посередине языка.
- Звук “С” произносится без голоса – глухой.
- Звук “З” произносится с голосом – звонкий.
Комплекс упражнений для группы свистящих звуков:
- “Заборчик”: растяните губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.
- “Трубочка”: сомкните зубы, сделав « Заборчик». Округлите губы и вытяните вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
- “Открыть – закрыть заборчик”: улыбнитесь, сделав «Заборчик». Откройте рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закройте рот. Повторите упражнение 5 – 10 раз.
- “Накажем непослушный язычок”: немного приоткройте рот, спокойно положите язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносите звуки: «пя-пя-пя», а потом покусите зубами: « тя-тя-тя».
- “Блинчик”: улыбнитесь, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживайте под счет от 10 до 15 секунд.
- “Остудим блинчик”: улыбнитесь, сделав блинчик, подуйте, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувайте.
- “Почистим нижние зубки”: сделайте улыбку, приоткройте рот, двигайте кончиком языка за нижними зубами влево – вправо, нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
- “Горка”: рот приоткройте, кончик языка упирайте в нижние зубы, спинку языка приподнимите, боковые края прижмите к верхним коренным зубам. Удерживайте 15 секунд. Покусите спинку языка, затем скатитесь зубами по языку вниз (прокатитесь с горки).
- “Трубочка” из языка: улыбнитесь, откройте рот и напряженным кончиком языка упирайтесь в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положите палочку (счетную или спичку) и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувайте воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторяйте упражнение с палочкой и без нее.
Советы по выполнению артикуляционной гимнастики:
- Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
- На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
- Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
- Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
- Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
- Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков – это важный этап в развитии речи у детей. Регулярные занятия помогут укрепить мышцы языка, губ, щек и мягкого нёба, что в свою очередь приведет к правильному произношению свистящих звуков.