Нормативы для педагога психолога

Нормативы для педагога-психолога

В системе образования Российской Федерации работа педагога-психолога строго регламентируется. Нормативные документы, включая нормативы для педагога-психолога, определяют его функции, обязанности и права. Этот пакет документации включает законодательно-правовые акты, специальную документацию, организационно-методическую документацию и комплект рабочей документации. В данной статье мы рассмотрим основные нормативные документы, которые регламентируют работу педагога-психолога в системе образования РФ.

Законодательно-правовые акты и нормативные документы

Важное значение для работы педагога-психолога имеют законодательно-правовые акты и нормативные документы. Они устанавливают основные принципы и правила деятельности педагога-психолога в системе образования. Некоторые из них включают:

  1. Конвенция о правах ребенка. Этот международный документ определяет права детей и обязательства государств в области их защиты и развития.
  2. Конституция Российской Федерации. В Конституции закреплены основные права и свободы граждан, включая права детей на образование и психологическую поддержку.
  3. Закон об образовании. Этот закон устанавливает основы системы образования в России и определяет роль и задачи педагога-психолога.
  4. 436-ФЗ от 29.12.2010. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»: Данный федеральный закон регулирует доступ детей к информации и устанавливает меры по защите их интересов.
  5. 427-ФЗ от 28.12.2010. «О внесении изменений в федеральный закон «об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и отдельные законодательные акты РФ в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа»: В этом законе содержатся правила и процедуры направления несовершеннолетних в специализированные учебно-воспитательные учреждения.
  6. Федеральный Закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»: Данный закон определяет основные права и свободы детей, включая право на психологическую поддержку и развитие.

Специальная документация

Специальная документация является важной составляющей работы педагога-психолога. Она обеспечивает содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию педагога-психолога входят:

  1. Карта психического развития ребенка. Это совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
  2. Психологические заключения. В них отражаются показатели психофизического развития ребенка, его воспитания и образования, а также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития.
  3. Выписки из психологических заключений и карт развития. Эти выписки содержат основные выводы из психологических заключений и карт развития ребенка.
  4. Протоколы обследования. Протоколы фиксируют особенности процессуального хода взаимодействия педагога-психолога с ребенком.
  5. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Они оформляются в виде таблицы и содержат информацию о поведенческих реакциях, вербальном сопровождении деятельности и эмоциональных состояниях ребенка.

Организационно-методическая документация

Организационно-методическая документация играет важную роль в работе педагога-психолога. Она помогает планировать и организовывать его деятельность. В данную документацию входят:

  1. Нормы рабочего времени педагога-психолога. В них определяется продолжительность рабочего времени и время отдыха педагога-психолога.
  2. График работы. График содержит информацию о рабочих днях и часах педагога-психолога.
  3. Годовой план работы. В годовом плане определяются основные направления и задачи работы педагога-психолога на протяжении года.
  4. Бланки психологических запросов. Бланки используются для получения информации о ребенке от родителей, педагогов и других специалистов.
  5. Журналы учета видов работы. Журналы используются для учета видов работы, проводимой педагогом-психологом.
  6. Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов. В программы входят материалы для проведения коррекционных и развивающих занятий с детьми.
  7. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ. Справки содержат информацию о результатах мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.
  8. Статистический и аналитический отчеты о проделанной работе по итогам года. Отчеты позволяют оценить результаты работы педагога-психолога за год.

Нагрузка педагога-психолога

Согласно приказу Министерства образования РФ, нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю. В рамках этой нагрузки педагог-психолог выполняет следующие виды профессиональной деятельности:

  1. Консультативная работа. Педагог-психолог оказывает консультации родителям, педагогам и другим специалистам по вопросам развития и воспитания детей.
  2. Развивающая работа. Педагог-психолог проводит занятия, направленные на развитие различных аспектов личности детей.
  3. Коррекционная работа. Педагог-психолог оказывает помощь детям с особыми образовательными потребностями, разрабатывая индивидуальные коррекционные программы.
  4. Диагностико-аналитическая работа. Педагог-психолог проводит диагностику психологического состояния и развития детей, анализирует полученные результаты.
  5. Профилактическая работа. Педагог-психолог проводит мероприятия по профилактике негативных явлений и формированию положительного психологического климата в образовательном учреждении.
  6. Культурно-просветительская работа. Педагог-психолог организует мероприятия, направленные на повышение культурного и интеллектуального уровня детей.
  7. Организационно-методическая работа. Педагог-психолог занимается организацией и методической поддержкой своей деятельности.

Соблюдение норм рабочего времени и выполнение различных видов профессиональной деятельности позволяет педагогу-психологу эффективно осуществлять свою работу и обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение детей в системе образования.

Работа педагога-психолога в системе образования РФ регламентируется рядом нормативных документов, которые определяют его функции, обязанности и права. Законодательно-правовые акты, специальная документация и организационно-методическая документация являются основными элементами документационного пакета педагога-психолога. Соблюдение норм рабочего времени и выполнение различных видов профессиональной деятельности позволяет педагогу-психологу эффективно осуществлять свою работу и обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение детей в системе образования.

Прокрутить вверх